тел. (495) 682-72-21, (499) 146-34-58 e-mail: tatiana-puhova@yandex.ru
Версия для печати

"Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в "семью" у дошкольников"

Москва. 2001 г. 180 стр.

Анализ степени развернутости режиссерской игры.


...В процессе игры с тестовым набором игрушек ребенок, в основном, перечислял, что делают персонажи, перемещая фигурки действующих лиц в соответствии с называемыми действиями. Для осуществления игрового процесса с данным набором игрушек ребенку необходимо вспомнить о функциональном назначении тех реальных предметов, которые имитируют имеющиеся игрушки, то есть в сознании ребенка должна произойти репрезентация его социального опыта. Своеобразие ребенка данного возраста проявилось в том, что все производимые игровые действия были им названы, то есть игра совершается строго в двух планах: действенном и вербальном. Речь ребенка, сопровождавшая его игру, имела в большинстве случаев констатирующий характер.

Именно поэтому основным показателем развернутости игры, который легко и однозначно поддавался подсчету (так как присутствовал в игре каждого ребенка), стало число всех упомянутых ребенком действий и состояний всех игровых персонажей, которыми реализуется роль. Выбор этого показателя, конечно, субъективен, но он удовлетворял основным требованиям простоты и однозначности оценки.

Протоколы режиссерской игры у разных детей различались, главным образом, по степени развернутости ее содержания. А сама развернутость содержания фактически целиком зависит от тех игровых действий, с помощью которых выражается игровая ситуация.

Поэтому в качестве основного параметра для анализа и сравнения была выбрана категория Z — число всех упомянутых ребенком в процессе игры действий персонажей. От чего зависит число Z? Гипотетически мы можем предположить следующее:

а) от уровня развития понимания и использования речи;

б) от сложности внутренней схемы социального мира у ребенка;

в) от готовности ребенка полноценно функционировать в вымышленном мире игры, готовности «притворяться» и «переноситься» из реального мира в ситуацию игры.

Чем больше мы собирали протоколов, тем больше убеждались в постоянстве числа Z для одного и того же ребенка и, следовательно, в надежности этого показателя. Так например, увеличение времени игры зачастую приводило лишь к повторению уже упомянутых действий и не добавляло новых.

Чтобы убедиться в стабильности числа Z, мы иногда сознательно нарушали инструкцию, задавая ребенку вопросы о том или ином игровом персонаже. Но ребенок обычно не мог придумать какие-либо новые игровые действия. Даже при настойчивых просьбах к ребенку сказать, что же все-таки делает мама. Один ребенок из полной семьи (будучи не в состоянии вообразить, какими делами обычно занимается дома мама) недовольно отвечал: «Что, что! Свои дела!»

Некоторым детям мы предлагали игру повторно, спустя несколько дней. Как правило, это существенно не меняло результаты. Анализируя содержание протоколов детей из полной семьи, мы можем отметить в первую очередь, что все дети сами дают куклам роли родителей и детей, иногда добавляя бабушек и дедушек, то есть данный набор игрушек совершенно однозначно определяет сюжет детской игры. Содержание игры по проигрываемым действиям примерно одинаковое.

Для выявления возрастной динамики были образованы четыре группы по возрастам: I группа — от 3;6 до 4;6 лет, II группа — от 4;6 до 5;6 лет, III группа — от 5;6 до 6;6 лет, IV группа — от 6;6 до 8;0 лет. Для каждой из четырех возрастных групп были вычислены средние значения параметра d — числа неузнанных предметов и Z — количество названных игровых действий, позволяющие выявить нормативные показатели для детей с нормальным интеллектуальным развитием. (Расчет сделан на 130 протоколах детей с нормальным развитием).

Хотя в получившихся возрастных группах было разное количество детей — тем не менее, тенденция возрастных изменений все же хорошо видна. Приведенные в Таблице 1 данные наглядно демонстрируют рост среднего значения для показателя Z от группы к группе с увеличением возраста.

Буквой d в Таблицах 1, 2, 3 обозначено число неузнанных ребенком игрушек; из Таблиц 1, 2, 3 видно, что это число уменьшается от одной возрастной группе к другой.

 

Таблица 1. Средние значения числа неузнанных игрушек (d) и числа упомянутых в игре действий персонажей (Z).

 

группа

возраст

n

d

Z

дисперсия

I

от 3;6 до 4;6

21 чел

6,9

16,5

10,9

II

от 4;6 до 5;6

26 чел

6,4

18,4

11,1

III

от 5;6 до 6;6

41 чел

5,3

22,7

10,1

IV

от 6;6 до 8;0

42 чел

4,6

23,8

11,9

Вариации  внутри  хронологического возраста

На Рис. 2 представлено распределение показателя Z в группе детей старше 5 с половиной лет, полученного в результате контент-анализа протоколов игры. Напомним, что параметр Z в нашем исследовании  обозначает число игровых действий, с помощью которых играющим ребенком моделируется символическая ситуация игры «в семью».

 

Рисунок 2. Характер распределения числа Z для детей старше 5,5 лет.

Распределение числа Z в группе детей старше 5;6 лет на числовой оси приближается к нормальному распределению. В центральной части — протоколы, имеющие оценку, приближающуюся к среднему значению. Вероятно, развернутость режиссерской игры связана и с личными особенностями обследуемых детей.

В нашем исследовании режиссерской игры дети с низкими значениями числа Z, согласно отзывам воспитателей и родителей, отличались трудностями в поведении. Для них характерны частые негативные реакции. У них мало друзей. Их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях, трудность применения имеющихся социальных знаний в реальной жизни: они не говорят «здравствуйте», «спасибо». Не стремятся принять участие в деятельности взрослых. Как будет описано ниже, мы обнаружили, что игра аутистов, как правило, получает оценку Z = 0. Случаи аутичных детей подтверждают наличие взаимосвязи между социальными навыками поведения и умением организовать символическую игру. Низкие значениях числа Z, можно расценивать и как следствие недостаточной сформированности схемы социального мира.

Дети с высокими значениями показателя Z — это чаще всего те, про кого говорят: удобные и послушные дети, легко усваивающие правила поведения в новом месте, с ними можно всегда договориться, они довольно общительны. Родители обычно говорят о таких детях: «У меня нет с ним проблем поведения». Они легко соглашаются с режимными моментами, быстрее других адаптируются в новом месте, таких детей иногда называют «социально компетентными» или «социально направленным».

При диагностике ребенка важны не только крайние показатели, очень низкие или высокие, эти характеристики очевидны и без такого тестирования. Очень полезно оценить положение в центральной части гистограммы. Как легко или как трудно ребенку осознавать социальное окружение. Выше среднего или ниже среднего его результаты.

Среди детей, интенсивно подготавливаемых к школе, а именно в группе мини-лицея, нам часто встречались дети с очень низким показателем Z. Возможно, этот факт объясняется тем, что большую часть времени эти дети вынуждены заниматься учебной деятельностью в ущерб игровой. К тому же, эти дети не посещали других детских учреждений и можно было предположить наличие у них дефицита общения со сверстниками. В жизни этих детей интенсивное обучение преобладает над специфически детскими видами деятельности.....

Публикации: 
   

Шесть кукол

Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в "семью" >> 

Символическая игра и общее развитие

Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет >>